Слазил чёрт в воду… и вытащил моду на породу!
Если вы читаете эту статью, то вполне вероятно, что вы ещё в поиске своего котёнка. И наверняка поражены не только количеством питомников мейн-кунов, выросших за последнее время в нашей стране, но и разнообразием окрасов и типажей. Признаться, в девяностых с этим было проще — питомники России и Украины можно было уместить на пальцах одной руки, и если приезжали новые коты, это было событием. Сейчас же новый производитель — просто элемент рабочего процесса.
На данный момент направление развития породы в стране можно охарактеризовать ёмким выражением «кто во что горазд». Почти «кто в лес, кто по дрова», с тем лишь исключением, что заводчик не играет в «оркестре». И сколько бы ни объединялись заводчики мейн-кунов, центробежные силы всегда будут мощнее. Впрочем, так было всегда, история породы наглядное этому подтверждение. Что поделать, наша порода воспитывает в людях сатанинскую гордость, и каждый питомник может смело подписываться под фразой «есть только два мнения: одно моё, другое неправильное». Вы ещё не передумали с нами общаться? Тогда продолжим.
Всегда существует два встречных направления — традиционализм и новаторство. И если с традиционализмом всё понятно — это наш старый добрый (good old!) косматый суровый кот, описанный стандартом, то новаторство — это скорее единичные попытки взять стандарт «на слабо». Сделать «сильнее, больше, длиннее», чтоб било в глаз и застревало в голове. Как рекламщик я могу только поддержать это стремление. Как кошатник — не приемлю. Ведь тем кошка и хороша, что на протяжении столетий оставалась сама собой — тогда как собачье племя породило из себя карликов и гигантов, монстров и принцев, в которых от дикого предка осталась только привычка к подчинению вожаку стаи, а внешность модифицировалась необратимо.
Новаторы на самом деле сильно облегчают себе жизнь. Они не балансируют на тонкой грани между простотой благородной и примитивностью сермяжной, тем более что тенденция возвращения к предковому типу — низкая клиновидная голова, треугольная морда, маленький подбородок — в кошках в принципе довольно сильна. Так что любое разведение идёт с «повышающим коэффициентом». И какой соблазн задрать уши ещё выше, вытянуть морду ещё дальше, ещё на пару километров убежать от призрака простачка-мурзоида! На этом заводчики и сыплются пачками, полагая, что в своём творчестве они вольны обмануть природу. И бывают наказаны: слабыми спинами, маленькими глазками с постоянно торчащим в углу третьим веком, собакообразностью. Прибавьте к этому «нетрадиционные» цвета — и от породных признаков останется только размер! И кисточки. Осмелюсь утверждать, что мейн-кун всё-таки гораздо больше, чем эти два параметра.
Красный, белый, голубой – выбирай себе любой!
Этот девиз может взять сегодня любой питомник, за редким исключением. Утверждается, что окрас не имеет значения, если тип хорош. Не совсем так. В стандарте тип имеет преимущество перед окрасом, и всегда дом сначала строят, потом красят, но не стоит закрывать глаза на окрас. Не зря человек имеет цветное зрение. Во-первых, цвет — составляющая образа. Во-вторых, цвет и рисунок шерсти — это разное распределение гранул пигмента и разное качество шерсти.
Исторически у мейн-кунов окрасы самые разнообразные. Тут нужно сказать спасибо американским заводчикам, которые в своё время развлекались с персами, а потом так увлеклись, что предоставили кунов на 50 лет самим себе. Когда спохватились, породу пришлось восстанавливать из руин. И уж тут что нашли — всё пошло в дело.
Стандарт требует от мейн-куна гладкого плотного плаща на спине, мохнатой шубы и развитого подвеса на брюхе и штанах, воротник — опционально. Шерсть должна быть гладкой и шёлковой, но ни в коем случае не слишком мягкой. Этим требованиям идеально соответствует окрас браун табби, и наиболее всего его мраморная вариация. С разрежением пигмента внутри волоса (осветление окраса до голубого), стиранием из прикорневой зоны (серебро) или полным удалением (белый) шерсть становится всё более тонкой, пористой, лёгкой. Кунов с правильной шерстью в голубом и серебряном табби — единицы. В сплошном — не припомню, по моему опыту — нет вообще. Рисунок табби с его зональным распределением пигмента по волосу обеспечивает плотность и лёгкость там, где это необходимо. Недаром его ещё называют «дикий окрас».
Про рыжих кунов надо сказать особо. В первую очередь кот красного окраса — это рыжий кот со всеми вытекающими характеристиками, а только потом у него есть порода. Равно как и чёрный кот. Любителям «рыжиков», «солнечных зайчиков» и «золотцев» рекомендую искать себе питомца в другом месте — вряд ли когда либо, кроме случая суровой необходимости, этот окрас появится в нашем питомнике. И вовсе не потому, что мы не любим рыжих котов. Напротив, в деревне у моей бабушки один за другим жили трое рыжих, и другого кота для дома представить было невозможно! Но брутальный образ мейн-куна для нас не сочетается ни с яркостью рыжего, ни с наивной розововекостью и розовоносостью носителей этого окраса.
Поэтому наш окрас — браун табби. Тот самый бурый, сермяжный, цвета вспаханной земли и влажной дороги, лесных веток и прелой листвы. И бесконечное разнообразие рисунков внутри одной темы: мазки, кривые, полосы и пятна самого причудливого ритма.
Браун табби, помимо трёх рисунков — мрамор, полоса и пятно — имеет множество оттенков. Самый ценный — это тёплый браун, с тонами мёда и меди, иногда он бывает настолько тёплым, что кошка кажется золотой. Однако золотой окрас в мейн-кунах — миф. Или мечта. Зачастую встречается холодный браун, с тонами стали, асфальта или гранита — кошка, как говорят в народе, серая. Но не из тех, которые «все ночью серы» — это уже не живопись, а графика. Бывает и малоконтрастный вариант, как бы сквозь пыль, при дневном освещении отдающий в зелень. Неудивительно — дикие условия могут быть разными, и это уже нефункциональное в домашних условиях разнообразие — послание от предков.
Сплошные окрасы лишены роскошной обводки глаз, стрелок на щеках, светлых пятен на ушах, выразительнейших «дырочек под усы» на почти белой морде. Любое колебание цвета для сплошного окраса — недостаток, а факторов, влияющих на него, довольно много — генетика, питание, общее здоровье. В этом отношении браун табби — окрас очень «выгодный» и неприхотливый. Каким бы он ни был — он уже хорош, а уж что лучше — то подарок.
Если вы выбираете из множества окрасов — вы выбираете цвет, а только потом кота. Если вам нужен настоящий мейн-кун, вы выбираете брауна.
|