Очень часто, ведя разговор с покупателем, я наталкиваюсь на стену непонимания в ответ на фразу «Эта кошечка не для разведения». Первый вопрос — что с ней не так? Всё так, отвечаю я. Любите, кормите и не суйтесь в разведение, если не знаете, зачем вам это.
На одном из известных ресурсов, посвящённых породе, было обсуждение сайта для питомника. Вебмастер, не первый год занимающийся в том числе и сайтами кошачьей тематики, подробно описывал, как нужно строить сайт, чтобы покупатель сразу увидел котёнка, узнал о нём как можно больше и как можно удобнее смог связаться с заводчиком для покупки. Вы знаете, какова была реакция сообщества? «Ну вот, я так и знала, нас учат петов продавать!» Реплика откровенно ханжеская. И вот почему.
У 90% заводчиков рождается 99% петов. У остальных десяти — 95.
Пет и плембрак: две большие разницы.
Считается, что заводчик — это человек, работающий на благо породы, создающий из сумбурной группы кошек с задатками идеально прекрасное чистокровное животное. Скульптор, художник, творец. И естественно, лучшие экземпляры идут в продолжатели рода, а все остальные — «на подушку», то есть становятся домашними любимцами. Пет-класс.
Пет — от английского «любимец». Но, как это часто водится, попав на российскую почву, нейтральный термин превратился в позорное клеймо. Ноги растут из 80-х годов, когда в Россию пришли персы. Многие, попав в струю, сделали себе на кошках состояние. Естественно, при тогдашнем зачаточном состоянии фелинологии «в дело» шло всё. Те, чьё детство пришлось на эти годы, наверняка помнят страшненькие календари «с кошечками». У меня календарь не выполнял своей числовой функции, только декоративную — я пролистывала больше половины месяцев. Было страшно смотреть на злобных косматых чудовищ с проваленными носами и злыми сощуренными глазками, называемых породистыми кошками. Это сейчас перс — куколка с большими распахнутыми глазами. Тогда это было пугало. Зато модное. Естественно, что в связи с ажиотажным спросом много народу хотело разводить кошек и зарабатывать на них деньги. Получалось — не у всех. А доставалось, как водится, кошкам — они расплачивались инвалидностью, уродствами, плохим здоровьем и сорванным темпераментом. Получался тот самый страшный, жалкий и убогий плембрак — попросту брак, как и любое изделие рук дилетанта.
Мало-помалу рынок насыщался, а народ приходил в сознание. Свою роль сыграли журналы, телепередачи, выставки кошек. Интернет же, наоборот, подгадил и гадит до сих пор. В сети есть ограниченное количество авторитетных ресурсов, а большинство пользователей всё-таки далеки от фелинологии, но очень любят высказывать своё мнение по любому поводу, в том числе и о кошках. А уж если площадка, на которой эти мнения высказываются, пользуется популярностью и хорошо индексируется — то мы и получаем агентство ОБС, только с круглосуточным вещанием. Бороться с этой информацией очень трудно — наши люди привыкли верить тому, что написано, а проверить достоверность интернет-источника иногда слишком трудно.
Впрочем, я слегка отклонилась от темы. В общем, то, что кошатник-дилетант, решивший подзаработать на кошечках или повязавший свою кошку «ради того, чтобы она хоть раз почувствовала себя матерью», называет петом, порой с трудом похоже на животное названной породы. Иногда ему везёт, чаще же незнайка натыкается на подводные камни породы, которую он не пожелал изучить, о которой имеет весьма обобщённое представление и ещё более смутное — о том, зачем ему всё это надо. Просто так получилось. Кошечка захотела, котика жалко кастрировать... или просто дорогая популярная порода, и можно подправить своё материальное положение. Что тоже является распространённым мифом, но о нём — в другой раз. И когда ко мне приходят за котёнком, которого я запрещаю использовать в разведении, людям кажется, что я хочу заработать за их счёт, а их такой возможности лишить.
Что можно ответить на это? Зарабатывайте тем, в чём являетесь профессионалом.
О Мисс Мира и английской королеве.
Ещё раз хочется повторить, что пет — это любимец. Животное, которое родилось затем, чтобы радоваться жизни и радовать своих хозяев. Сибарит, балбес и прожигатель жизни в лучшем смысле этого слова. Фея, домашний дух, оберег, лекарство от стресса.
А племенное животное, напротив — трудяга, связанный по усам и лапам контрактами, племенными планами своего заводчика относительно того, куда ему следует ехать, с кем делать детей и так далее. Источник головной боли — а вдруг не повяжется, вдруг не повяжет, вдруг подхватит заразу на выставке, вдруг я вообще не того себе оставил — у проданного морда шире выросла... Но как же тогда тезис о том, что в разведение идут лучшие?
Давайте поставим этот тезис на две ноги. Вы хотите быть Мисс Мира? Если вы или ваша подруга — Мисс Мира, России или английская королева — прошу Ваше Величество или её представителя прекратить читать этот текст и срочно связаться со мной по телефону, указанному вверху страницы. Если нет, то продолжим. Менее одного процента населения земли принадлежат к королевским фамилиям, носят корону Мисс Красота Неземная, обладают миллиардным состоянием или мировой известностью — и, как ни странно, не чувствуют себя ущербными. Более того, по здравом разумении, выйдя из детского возраста, и не мечтают — дело это трудное, неблагодарное, требующее великого самоотречения и подчинения своему назначению. О жизни в своё удовольствие можно забыть сразу — быть звездой тяжкий труд, и если стать можно за час, то чтобы оставаться на небосклоне хоть сколь-нибудь заметное время, надо обладать способностью и упорством. Никто из моих собеседников никогда не скажет, что он хуже Мисс Мира, миллионера Абрамовича или певицы Пугачёвой. Если же скажет — значит, у него рухнула самооценка, и её срочно надо поднимать, спасая человека из глубин самоедства. Неужто мы будем называть «браком» красивую девушку только из-за того, что её параметры не 90-60-90, как того требует современный стандарт? А ещё у неё могут быть немного короткие ноги, немного горбатый носик и недостаточно высокий лоб. Того, кто будет рассматривать эту девушку с точки зрения «улучшения породы», мы заподозрим в фашизме, а если он посмеет озвучить это ей в лицо, рискует своим. Хотя ни в чём не повинные кошки на экспертизе иногда такое выслушивают, что если им бы не было глубоко пофигу, некоторые эксперты не вылезали бы из больницы.
На этом аналогии заканчиваются. Девушку мы всё же оставим «в разведении» при условии её психического и физического здоровья и, разумеется, её собственного желания. С животными всё сложнее.
На самом деле заводчик работает не с кошками. Он работает с их внешними данными и генетикой. И то «лучшее», что оставляет себе заводчик, есть не более чем набор данных — иногда промежуточный — для достижения туманной, заоблачной цели, которая ещё имеет подлость меняться со временем в процессе осознания заводчиком самого себя. Исключительно эгоистический процесс.
А покупатель приходит за котёнком. Ему не нужен «суповой набор» из ушей, хвоста, «коробочки» (иногда ящика) — ему нужна личность, его любимец, его спутник на долгие годы. Если вы приходите и начинаете искать и измерять детали вместо того чтобы смотреть на живого котёнка — скорее всего, вам просто влили в уши ушат новостей «элитного клуба».
Лучшее как враг нужного.
Суть производства породистых кошек — в получении особей заданного внешнего вида и темперамента. Грубо выражаясь, идеалом заводчика является конвейер. Очень, надо сказать, неплохое решение для тех, кому кажется, что «вот та кошечка была чуть-чуть лучше и даже подешевле». К сожалению, пока неосуществимое на практике. Генная инженерия сильно бы облегчила нам жизнь, позволив делать кошек с заданными параметрами. Вполне возможно, что заводчики бы получали их для себя в ограниченном количестве — ведь способы контроля рождаемости кошек тоже не стоят на месте — и продажа котят потеряла бы всякий смысл. Породистые кошки снова будут стоить очень дорого. А на дальнейшем витке технологий — снова очень дёшево, как любое массовое производство. Но читающий данную статью вряд ли доживёт до этого витка, не имея на руках ни одной кошки. Если же доживёт — значит, он не кошку хотел.
Поэтому котёнок, оставленный в разведение, не всегда лучший — он просто имеет параметры, необходимые определённой группе людей в данный момент. Хотите ли вы принадлежать к этой группе? Придётся пройти церемонию посвящения — от изучения основ до порой неприятных «проверок на вшивость». Впрочем, если вы — азартный участник ярмарки тщеславия, добро пожаловать! Но потом не сетуйте, что на ваш самый длинный хвост нашёлся ещё длиннее. Конкурентное поле, как-никак.
В разведение приобретается не кот, а племенной материал. Само разведение предполагает гораздо больше, чем вязать кошек и растить котят. В первую очередь это работа с людьми — иногда с такими, которые вам не нравятся и которых во всех остальных случаях вы обойдёте стороной. Ради кошек, которым вы принесёте в жертву всё своё свободное время. Или ради туманной славы крутого заводчика, которой вы принесёте в жертву своих кошек.
Поэтому когда вам продают котёнка «на подушку», без права разведения, под кастрацию — вас не обманывают. Считайте, что вам повезло: кошка будет хранительницей вашего очага, а не разрушительницей ваших иллюзий. |